Задвижка с электроприводом – это запирающая поток арматура трубопровода, которая приводится в движение действием электрического тока. Подобные устройства применяют для быстрой регулировки потока рабочей среды в трубопроводе. Управление задвижкой с электроприводом осуществляется дистанционно или в ручном режиме.
Такие устройства расширяют возможности регулирования потоков в зависимости от выбранных или реальных параметров давления и температуры. Инициирует непосредственное движение запора специальное устройство – электрический привод.
Назад к оглавлению
Где используют задвижки с электроприводом
Установить запорную арматуру, которая приводится в действие электрическим током, можно как на бытовой трубопровод, так и на промышленные коммуникации, магистрали. Вариативность диаметра труб от 1,5 см до 200 см. Задвижки имеют тот же диаметр, что и участок трубы, на который они устанавливаются.
Установка запорных устройств с электроприводом целесообразна в местах, где ручное управление потоком затруднено.
Их используют:
- в местах, где доступ для ручной регулировки затруднён;
- на трубопроводах, находящихся в местах, представляющих опасность для здоровья человека;
- на участках, нуждающихся в автоматическом регулировании.
Задвижки применяют для регулирования, открывания, закрывания потоков жидкостей, газов. В строительстве это коммуникации жизнеобеспечения:
- водоснабжения (ДУ 50, ДУ 32);
- водоотведения (ДУ 50, ДУ 100);
- канализации (ДУ 100).
Особые, реечные задвижки с электроприводом используют в погружных насосах для автоматизации регулировки подачи воды. Запорное устройство оснащено шибером.
В промышленности задвижки с электроприводом позволяют автоматизировать подачу, отведение жидкостей, газов в автоматическом режиме. Работа электрозадвижки осуществляется через коммуникационный шкаф.
Обратите внимание! Задвижки с электроприводом без специальной защиты не устанавливают во взрывоопасных трубопроводах, помещениях.
Функции и принцип действия
Задвижки с электроприводом выполняют обычные функции запорной арматуры – запорную и регулирующую:
- перекрывают трубу полностью или частично;
- открывают просвет трубы для высвобождения потока.
Функционирование запорного устройства, приводящегося в действие электрическим приводом, осуществляется в трёх режимах:
- наладочном;
- автоматическом;
- дистанционном.
Наладочный режим функционирования используют после установки или замены (ремонта). Здесь последовательно подаются команды (замыкают контакты) на электропривод, которые он «запоминает» и в дальнейшей эксплуатации использует. Наладку работы электропривода осуществляют после установки, при ручном регулировании крайних положений (открыто\закрыто).
Автоматический режим — это режим функционирования запорного устройства, когда электропривод настроен на перемену параметров потока, его давления, температуры. Изменение параметров фиксирую специальные датчики. Они же «подают сигнал» на контролирующую схему, замыкаются контакты, подаётся магнитный Электропривод устанавливает перекрывающий механизм в требуемое положение.
Дистанционный режим – это когда работа электропривода задвижки регулируется с пульта управления оператором в ручном режиме.
Обратите внимание! Каждая задвижка, оснащённая электроприводным устройством, остаётся доступной для ручного управления.
https://www.youtube.com/watch?v=c38-NoAvf20
Назад к оглавлению
Достоинства и недостатки
Задвижка с электроприводом по своему функционалу ничем не отличается от обычной запорной арматуры, которая регулируется в ручном режиме.
К достоинствам электрорегулировки относят:
- возможность быстро, но плавно регулировать потоки в трубопроводе;
- возможность установки регулирования в автоматическом режиме;
- доступность установки запорной арматуры на труднодоступных, удалённых участках трубопровода;
- возможность без больших физических усилий закрывать, открывать запорные вентили на трубопроводах большого диаметра;
- возможность дистанционного управления потоками, мгновенное срабатывание механизма после включения;
- антикоррозийная устойчивость;
- механизм запорного устройства в положении «открыто» не создаёт сопротивления потоку;
- механизмы просты в управлении, хотя и требуют установки шкафа регулировки работы (этот же шкаф обеспечивает ровное напряжение, подаваемое на механизм привода).
Недостатки:
- запрет на установку электропривода на взрывоопасных объектах;
- возможность разгерметизации механизма, в случае некачественных прокладок;
- необходимость бесперебойного электроснабжения.
Обратите внимание! На случай отключения электроснабжения, падения напряжения на транспортировочных сетях устанавливают специальные системы безопасности. Эти устройства срабатывают в зависимости от показателей рабочего напряжения электросети.
Разновидности запорной электроарматуры
Для электрозапорной арматуры нет ограничений по диаметру трубы. Соединение с трубопроводом фланцевое.
По конструкции различают запорную арматуру:
- Дисковую. Запорная мембрана представляет собой диск, который установлен либо под углом к потоку, либо перпендикулярно (закрытое положение). Дисковые задвижки просты в устройстве, несложны в ремонте, недороги. Экономичный вариант подобного устройства комбинированный, когда мембрана изготовлена из нержавеющей стали, а корпус из обычной. Не применяется в трубопроводах, которые находятся под высоким давлением.
- Коническую или клиновую. Запорный механизм выполнен в виде клина с выдвижным шпинделем, который входит в клиновидное седло. Используют в трубопроводах с «чистым» носителем, поскольку устройство легко подвергается механической коррозии и выходит из строя.
- Параллельную. Устройства имеют два параллельных седла с дисками. Различают шиберные и шланговые.
По способу расположения ходового механизма различают:
- с выдвижным шпинделем;
- с невыдвижным шпинделем.
Принципиально разное расположение поворотного механизма влияет на возможности сферу использования запорного устройства.
- Резьба выдвижного шпинделя располагается вне тела задвижки. Это требует простора для установки, но защищает механизм от повреждения внутренней, часто агрессивной средой транспортируемой субстанции.
- Невыдвижной шпиндель тот, у которого резьба ходового узла находится в любом положении (открыто, закрыто) внутри тела задвижки. Такую арматуру можно установить в ограниченном пространстве, в труднодоступном месте. Однако в процессе эксплуатации механизм подвергается разрушительному действию агрессивной среды транспортируемого вещества. Это приводит к поломкам, а ремонт осложняется труднодоступностью.
Различают следующие разновидности электропривода для запорной арматуры:
- многооборотный;
- интегрированный многооборотный;
- взрывозащищенный;
- интегрированный многооборотный взрывозащищенный.
Электроарматура запорная изготавливается как из чугуна, так и из стали. Выбирают задвижку исходя из особенностей эксплуатационных условий (температуры, давления потока).
https://www.youtube.com/watch?v=1sY4xHsMSYI
Стальные устройства имеют перед чугунными следующие преимущества:
- они более устойчивы для работы с высоким давлением в трубопроводе (зависит от типа запорного механизма);
- долговечны, не подвержены коррозии (нержавейка);
- устойчивы к гидроударам, перепадам температурного режима.
Обратите внимание! Без электрозапорных устройств функционирование современных коммуникаций жизнеобеспечения, промышленное производство (с применением транспортировки жидкостей и газов) невозможны.
Особенности монтажа
Для установки задвижки на трубу к ней приваривают фланцы, после чего болтами крепят на предусмотренное место. Установка называется фланцевой. Она позволяет в любой момент демонтировать, проверить, отремонтировать или заменить устройство. Перед установкой задвижки следует проверить целостность фланцев, состояние и расположение уплотнительных колец между фланцами. Завершающим этапом установки задвижки является равномерное и плотное затягивание крепёжных болтов.
Установка электропривода на задвижку также не представляет трудностей.
Для этого следует:
- установить на задвижку специальную приводную втулку электропривода;
- проверить положение электропривода и задвижки – их состояние должно быть одинаковым «открыто/закрыто»;
- установить электропривод на задвижку (на втулку);
- закрутить все соединительные болты.
Если вы приобрели привод, соответствующий вашей арматуре, то установка занимает пару минут. Все детали, отверстия под крепежи, крепежи точно подойдут по локации, длине.
Добрый вечер. У меня такая ситуация, в трубопровод нужно поставить электро-задвижку, чтобы при давлении 8 атм она открывалась, а при давлении 5 атм закрывалась.
Привет! Слушай, такая же фигня была, когда я на заводе работал. У нас тоже давление шалило, пришлось электро-задвижку ставить. Убедись, что у тебя электроника правильная, чтоб не сдохла раньше времени. А то потом ремонт — как будто джинн из бутылки, трудно достать.
Привет! О, я тебя понимаю! У нас на одном проекте тоже такое было, уже думали, что вся система накрылась. Хорошо, что взяли нормальную электронику, а то потом бы катались по всем мастерским. В общем, береженого и боги бережут, проверяй всё дважды!
Поставьте в цепь управления электрозадвижкой реле давления воды, например РД-2Р 10 Бар. Настройте Р=6,5 Бар, гистерезис 1,5 Бар.
Подскажите пожалуйста на обводной линии для пожаротушения какой электропривод на задвижке можно использовать? Если в цеху агрессивные хим.вещества, испарения от кислот и щелочей.
Привет! В таких условиях лучше применять электроприводы с защитой IP68, чтобы справляться с влагой и коррозией. У меня на работе был случай, когда мы использовали аналогичный, так что уж поверь, он отлично выдержал все испытания! Не прогадаешь с таким выбором.
Привет! В таких условиях лучше брать привод с защитой от коррозии, например, из нержавейки. У меня был случай, когда ставили задвижку на химзаводе, и выбрали именно такой привод, все работало четко. Полезно подстраховаться на будущее, чтобы не пришлось переделывать!
Привод с задвижкой из нержавейки. Дороговато правда будет.
Это обычная нержавейка или золото?
Согласен, цена не из приятных. Когда сам искал подобное, нашел на распродаже, но тоже дорого вышло. В итоге, купил, не пожалел – ни ржавчины, ни проблем с протечками. Меньше хлопот, а это того стоит!
Здравствуйте! можете подсказать. В редукторе задвижки раздался громкий и короткий звук удара, а затем произошло резкое, самопроизвольное вращение маховика ручного управления, с последующим разрушился на части (Ручной дублер) от чего может быть?
Здравствуйте, такая проблема при каждом скачке напряжения электрозадвижку открывается, из-за чего это может происходить и как можно устранить такую проблему?
Привет! У меня такая же фигня была, когда один раз свет вырубили, и у меня дверь сама открылась. Я просто установил стабилизатор напряжения – теперь все чики-пики. Попробуй, может, поможет!
Привет! О, у меня тоже была такая же движуха. Как раз в одном из походов вдруг бамс – и света нет, а дверь заскрипела, словно живая! Стабилизатор супер, у меня теперь никаких проблем, четко работает! Спасибо за совет, реально толково!
Привет! Да, бывали у меня такие моменты, когда в походе свет отключался, и было вообще жуть! Помню, как мы с друзьями на ощупь разбирались, что к чему. Стабилизатор – это, конечно, прям находка! Рад, что помогло! Держись на связи!
Нужен эл. двигатель и плюс к нему эл. задвижка !
Отослал бы данные по фото , но куда и как ?