Особенности и назначение чугунных задвижек

чугунные задвижки

Чугунная задвижка – тип запорной арматуры, предназначенный для перекрытия потока рабочей среды. При этом они не могут гибко регулировать гидравлические показатели системы. Благодаря простой и надежной конструкции они широко используются в жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности как функциональная часть трубопроводов. СодержаниеОсобенности и назначение чугунных задвижекУстройство задвижки и принцип действияТипы и характеристика […]

Чугунная задвижка – тип запорной арматуры, предназначенный для перекрытия потока рабочей среды. При этом они не могут гибко регулировать гидравлические показатели системы. Благодаря простой и надежной конструкции они широко используются в жилищно-коммунальном хозяйстве и промышленности как функциональная часть трубопроводов.

Особенности и назначение чугунных задвижек

Чугунная задвижка не относится к регулирующей арматуре, она является запорным элементом. Устройство может находиться только в двух положениях – «открыто» и «закрыто».

чугунная арматура

В закрытом состоянии она обеспечивает полную остановку потока жидкости или газа с высокой степенью герметизации за счет имеющихся внутри уплотнителей.

С помощью чугунной задвижки можно:

  • полностью перекрыть подачу рабочей среды в незамкнутых трубопроводных контурах;
  • перекрыть поток на каком-то отдельном участке трубопровода.

Обычно чугунные задвижки устанавливаются в магистральный трубопровод в качестве страховочного элемента: в случае аварийной ситуации с ее помощью можно избежать критической утечки воды или технологической жидкости, предотвратив порчу имущества, загрязнение окружающих поверхностей, грунтовых вод и водоемов. Но задвижки также могут использоваться и в штатных ситуациях, когда нужно временно ограничить поток воды или газа.

Обратите внимание! Схожим по принципу действия с чугунной задвижкой является шаровой кран, который также может полностью перекрывать поток воды или газа в трубе, но в отличие от задвижки кран позволяет еще и регулировать силу напора и скорость потока воды.

Устройство задвижки и принцип действия

Задвижка представляет собой устройство, которое врезается в трубопровод параллельно потоку рабочей среды.

В верхней части металлического корпуса находится управляющий элемент — штурвал, с помощью которого приводится в действие маховик, расположенный на оси конструкции и соединенный со шпинделем. Со шпинделем соединен клин – основной запорный элемент, обеспечивающий перекрытие потока воды в трубе. Для герметичности затвора внутри корпуса задвижки находятся уплотнительные кольца и сальники.

материал

Корпус и внутренние составляющие задвижки изготавливается из различных марок чугуна: ковкого, серого, GG25, GGG40, а также сплава чугуна с шаровидным графитом. Изделия отличаются высокой прочностью и надежностью в эксплуатации.

Принцип действия чугунной задвижки достаточно прост: с помощью поворота штурвала (круглого управляющего элемента в форме кольца) приводится в действие маховик, который двигает шпиндель. Последний приводит в действие запорный элемент.

Последний представляет собой цельнолитой или двухдисковый клин, шибер или два параллельных металлических диска. Управление маховиком может производиться за счет физической силы человека либо с помощью электрического привода.

Типы и характеристика чугунных задвижек

Чугунные задвижки для трубопроводов делятся на несколько категорий. По типу запорного элемента они разделяются на:

  • клиновые — запорный элемент имеет вид клиновидного металлического элемента, который двигается по вертикальной оси на двух направляющих, расположенных под небольшим углом в центральной части корпуса; клиновая
  • шиберные – запорный элемент имеет вид плоской металлической пластины, которая двигается сверху вниз, перекрывая и пропуская жидкость; шибер
  • параллельные – имеют два диска, которые в положении «закрыто» прижимаются к специальным седлам.

Клиновые задвижки – наиболее распространенный вид чугунных задвижек, т.к. отличается наибольшей надежностью и рабочим ресурсом. Они, в свою очередь, делятся на еще три разновидности: с жестким клином, с двухдисковым клином и упругим клином. Первый подвид отличается высокой прочностью и абсолютной герметичностью в положении «закрыто».

Двухдисковый клин представляет собой раздвоенную конструкцию, избавляющую задвижку от недостатков жесткого клина – риска заклинивания. Упругий клин похож на двухдисковую разновидность, но внутри него имеется элемент, позволяющий сжиматься и разжиматься, обеспечивая плотное прилегание к седлам.

Независимо от разновидности, все чугунные задвижки имеют общие преимущества и некоторые недостатки. К плюсам устройств можно отнести:

  • простота конструкции;
  • компактность;
  • устойчивость к коррозии;
  • химическая стойкость;
  • универсальность в применении;
  • длительный срок эксплуатации.

Одно из ключевых преимуществ чугунных задвижек – минимальное влияние на гидравлические показатели трубопровода. После установки в систему они не ухудшают скорость и напор воды, не способствуют замедлению или ускорению потока.

чугунные задвижки

Но, как другие виды запорной арматуры, чугунные задвижки имеют и некоторые минусы:

  • постепенный износ и необходимость регулярной замены уплотнителей;
  • хрупкость и уязвимость к механическим воздействиям (ударам, вибрации);
  • необходимость прикладывать большое физическое усилие для поворота штурвала;
  • риск заклинивания запорного элемента.

Это важно! Стандартные параметры трубопровода для установки задвижки не должны превышать следующие параметры: давление рабочей среды не должно превышать 1,6 МПа, а температура должна быть в пределах 75 градусов по Цельсию.

Сфера применения

Универсальность – одно из основных преимуществ чугунных задвижек – позволяет использовать их практически во всех сферах промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.

сфера применения

В промышленности также можно увидеть задвижки в обустройстве технологических трубопроводов, подающих жидкие и газообразные химические вещества, нефтепродукты. Чаще всего используется в коммунальной сфере в трубопроводах горячей и холодной воды, газопроводах, системах отведения сточных вод.

Чаще всего задвижки можно увидеть в:

  • трубопроводах холодного и горячего водоснабжения в многоквартирных и частных малоэтажных домах;
  • городских системах канализации;
  • магистральных газопроводах;
  • технологических трубопроводах на химических, нефтеперерабатывающих предприятиях;
  • в сфере легкой промышленности по производству напитков, продуктов питания.

Понравилась статья?
Поделиться ссылкой
Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Отзывов нет, будьте первым кто его оставит
Оставить отзыв
Оставьте свой отзыв
Прямо сейчас смотрят
Как самостоятельно устранить сильный засор в унитазе?
Как самостоятельно устранить сильный засор в унитазе?
Без санитарно-технических приборов сейчас трудно представить современное жилище основной массы наших соотечественников....
Своими руками
0
2
0
Особенности использования запорно-регулирующего клапана с электроприводом
Особенности использования запорно-регулирующего клапана с электроприводом
Клапан запорно-регулирующий с электроприводом относится к трубопроводной арматуре непрямого действия. Для его...
Арматура
0
74
0