Для чего была создана межфланцевая заглушка? Чтобы локализовать части трубопровода перед продувкой или аварийными работами. Металлические заглушки для труб – это очень удобные инструменты, если нужно сработать оперативно. Однако фланцевое соединение приходится раздвигать на толщину заглушки, чтобы её установить. Перед пуском рабочей среды придётся возвращать фланцам первоначальное положение.
Чтобы не деформировать трубы или фланцы, придумали деталь, которая могла бы пропускать рабочую среду, но сохранять величину зазора между фланцами. Для круглой трубы – это кольцевой элемент. Получается, что при выезде к месту аварии нужно при себе всегда иметь это кольцо, и не факт, что оно подойдёт именно к данной паре фланцев.
Современное производство и поставка трубопроводной арматуры решают этот вопрос.
На этот случай была изобретена поворотная межфланцевая заглушка, которая содержит в себе диск и кольцо одновременно. Эта пара жёстко соединена между собой, и на соединении присутствует отверстие для шарнирного соединения.
Выездной бригаде достаточно слегка разжать подпружиненные фланцы и повернуть заглушку так, чтобы между трубами встал диск. Тогда подача рабочей среды прекратится. После ремонта или регламентных работ нужно снова разжать фланцы и повернуть заглушку так, чтобы диск вышел наружу, а кольцо встало на его место.
Всё гениальное просто: поворотная межфланцевая заглушка постоянно находится в системе трубопровода, поэтому ни одна деталь из пары не потеряется. И пусть на такое устройство уходит больше металла, зато оно значительно экономит время и позволяет быстрее возобновить подачу воды, газа, другой рабочей среды.
Эти заглушки получили название по своей форме:
- очковые;
- восьмёрки.
По принципу действия их называют обтюраторами. Притом, что они значительно экономят время для ремонтных или профилактических работ, эти металлические заглушки для труб обладают и недостатком: не позволяют плавно включать поток рабочей среды. Однако для этого хорошо применять вентили и краны. Назначение заглушек иное, ведь для их перестановки из открытого положения в «глухое» нужно перекрыть поток чуть раньше – другой запорной арматурой, дабы не допустить утечки и обеспечить надёжное прилегание элемента к фланцам.
Достичь практически идеального прилегания глухого диска или кольца удаётся за счёт различных исполнений поверхности заглушки и фланцев:
- выступ-впадина;
- соединительный выступ.
При небольших давлениях рабочей среды используется арматура с плоской поверхностью.
В целом поворотные заглушки проще в производстве и легче задвижек, они намного дольше эксплуатируются без отказов и позволяют сэкономить на более сложной запорной арматуре.