Практически ни одна трубопроводная система не обходится без важнейших элементов, предназначенных для перекрытия или контролирования рабочего потока внутри нее. В бытовых условиях для этих целей обычно используют клапаны. Вентили и задвижки — это более габаритные устройства, которые применяются на крупных инженерных магистралях. Между ними много общего, но, тем не менее, это разные элементы, которые отличаются друг от друга функционально и имеют разное конструктивное строение.
Общие свойства
Задвижки и вентили применяются в качестве запорного устройства в канализационных, водопроводных, газопроводных магистралях.
По конструкции каждый из элементов рассчитан на использование в системах с большими показателями давления. Это свойство отражается на цене (задвижки и вентили дороже обычных клапанов), но однако позволяет использовать устройства в системах, где другие конструкции будут малоэффективны.
Оба элемента монтируют к трубе посредством фланцев и муфт, а также сварным способом, т.е элементы могут быть частью или разборного, или монолитного устройства.
Конструктивно и та, и другая конструкция представляет собой литой корпус и запорный элемент для регулирования потока.
Назад к оглавлению
Особенности строения
Отличие элементов заключается в самой конструкции запорных элементов: у задвижки это клин, шибер или параллельный запор из одного или двух дисков, который движется перпендикулярно потоку, закрывая проходное отверстие, у вентиля — клапан со шпинделем на резьбе.
Задвижка
Задвижка — деталь для перекрытия проходного отверстия. Бывают шиберными, шланговыми и параллельными, что обусловлено особенностью конструкции.
Элементы задвижки:
- корпус из чугуна, стали, латуни,
- крышка корпуса из того же материала, что и корпус,
- запор (клин, шибер, диски),
- шпиндель (шток на резьбе) выдвижной или вращаемый,
- маховик или редукторный привод (для автоматического управления).
В трубопроводах чаще всего устанавливаются полнопроходные устройства, у которых диаметр проходного отверстия равен диаметру трубы, но в некоторых случаях используют суженные задвижки для снижения износа уплотнителей.
Задвижки более эффективно работают на крупных магистралях, где диаметр трубы выше 300 мм, и уровень давления повышенный. Задвижка лишена изгибов, и следовательно, не создает лишнего сопротивления. Одностороннее давление плотно прижимает заслонку к седлу, поэтому устройство оказывается более надежным и прочным.
Вентиль
Запорное устройство для систем различного назначения, в котором проходное отверстие перекрывается с помощью клапана.
Элементы конструкции:
- корпус вентиля может быть выполнен из чугуна, стали, бронзы;
- седло для запорного клапана;
- сам клапан со шпинделем на резьбе;
- рукоять для вращения
В качестве запорного элемента используется клапан, который прилегает к седлу параллельно движению рабочей среды и разделяет ее поток под прямым углом, сужая проходные отверстия. При этом сопротивление только усиливается, что создает дополнительную механическую нагрузку на запорную арматуру.
Функциональные особенности
И то и другое устройство призвано перекрывать поток транспортируемой рабочей среды в трубах, с той лишь разницей, что вентиль способен ограничивать и полностью перекрывать движение, а задвижка может находится лишь в двух положениях: либо в закрытом, когда движение прекращается, либо в открытом, когда поток свободно циркулирует.
В чем принципиальное отличие устройств
Отличия двух запорных элементов можно обозначить тремя константами:
- Запорный элемент в задвижке движется перпендикулярно движению рабочей среды, в вентиле — параллельно. Поэтому задвижка — более прочное и надежное устройство.
- Вентиль по цене более экономичен, поскольку его конструкция проще.
- Задвижка призвана лишь полностью перекрывать или полностью открывать движение потока, тогда как вентиль способен его регулировать.