Запорная арматура, установленная на трубопроводах, управляет потоком перекачиваемых жидкостей и газов. Один из видов запорных элементов — устройство в форме клина, называется клиновой задвижкой, которая используется исключительно как запирающая конструкция, но не применяется для регулирования потока, поскольку имеет только два положения «открыто» и «закрыто».
Сферы применения задвижек
Клиновые задвижки устанавливают в конце трубопровода, а также в местах перекрытия движения рабочей среды для выполнения технологических и аварийных работ.
Этот вид запорной аппаратуры изготавливают в широком диапазоне условных диаметров и рабочих давлений под все типоразмеры трубопроводов, поэтому они используются в различных трубопроводах.
Задвижки с упругим клиновым затвором обеспечивают надежное перекрытие скоростных потоков и способны работать под высоким давлением.
Нашли применение в нефтяной и газовой промышленности.
Задвижки этого типа используют химические предприятия, имеющие технологические линии по прокачке агрессивных растворов.
Хозяйствам горячего теплоснабжения подходит разделительная клиновая задвижка, затвор которой разделен на 2 части, для увеличения диапазона смещения. Это позволяет компенсировать тепловые расширения. Можно применять на паровых линиях.
Назад к оглавлению
Устройство и принцип действия
Основные детали клиновых задвижек
- корпус,
- затвор,
- шток,
- штурвал,
- сальниковый узел,
- крышка корпуса,
- направляющий диск.
Устройство работает по принципу винтового домкрата: вращение штурвала влево перемещает шток вверх вместе с затвором.
Направляющий диск (их два по обе стороны затвора) запрессован в посадочное гнездо под углом. Оба диска образуют форму клина. Положение между направляющими дисками занимает круглый плоский затвор. Такая конструкция обеспечивает герметичное перекрытие потока, даже при высоких давлениях и скорости.
По способу линейного перемещения клинового затвора задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным штоком.
Задвижка с выдвижным штоком
Задвижка с выдвижным штоком позволяет контролировать положение затвора по выдвинутой части штока во время вращения штурвала.
Линейное перемещение штока действует по принципу винтового домкрата, используя вращение штурвала. Шток при этом выдвигается вверх, увлекая затвор, который скользит вдоль пластин, заходит в пространство корпуса под крышкой.
Вращение открытия выполняют влево. Закрытие по часовой стрелке – вправо.
Сальниковое уплотнение прижимается крышкой, которая упирается в прижимную втулку, надетую на шток. Если поджать гайки, то крышка упрется в прижимную втулку, которая будет поджимать сальники штока.
Обратите внимание! Сальниковый узел надо периодически поджимать, потому что уплотнение изнашивается. Если этого не делать появятся пропуски через сальниковый узел. Выдвижной шток контролируется высотой хода.
Задвижка с невыдвижным штоком
Чтобы открыть затвор — производят вращение штурвала по часовой стрелке. Конструкция уменьшает длину штока, убрав винтовую часть внутрь корпуса.
При использовании задвижки с невыдвижным штоком при вращении маховика трудно определить позицию затвора, поэтому перед монтажом важно проверить число оборотов от позиции «закрыто» до «открыто», затем нанести на штурвале стрелку вращения, позицию, число оборотов для удобства использования.
Принцип действия задвижки с не выдвигающимся штоком напоминает работу съемника: винтовая часть штока вворачивается в затвор, и он по направляющим дискам входит в пространство корпуса под крышку.
Назад к оглавлению
Плюсы и минусы клиновых задвижек
Простая конструкция не вызывает сложностей в использовании, управление не требует особых усилий. При этом популярность клиновых задвижек объясняется целым рядом достоинств:
- точное позиционирование положения «открыто» и «закрыто»;
- перекрытие даже высокоскоростных потоков;
- герметизация канала без дополнительных усилий на маховике;
- перепад давления в открытом положении почти не изменяется;
- в открытом положении затвор расположен выше потока жидкости и не разрушается абразивными частицами.
При всем этом, конструкция имеет свои минусы:
- требует дополнительное место для размещения поднятого затвора;
- ручное управление открытием-закрытием происходит медленно;
- в открытом положении в пространство между направляющими дисками часто попадают твердые отложения, что препятствует герметичному закрытию задвижки;
- не подходит для регулирования движения рабочей среды;
- подвержена вибрации в частично открытом состоянии;
- есть сложности в выполнении притирки и шлифовки внутренних деталей.
Требования к запорной арматуре
Повышенные требования к запорной арматуре определены высокими давлениями в трубопроводе и условиями пользования. На опасных производственных объектах запорная арматура сертифицирована.
К ней поставляется ЗИП, куда входят сменные узлы и детали: прокладки из фторопласта, кольца для герметизации соединений трубопроводов высокого давления, крепежная арматура, другие детали.
На корпусе задвижки указывается размер и давление, на которое рассчитана задвижка. Могут быть буквы, обозначающие тип арматуры, например, ЗКЛ2-150-14 означает: задвижка клиновая литая. 2-модификации, условный диаметр 150 мм, давление 1,4 МПа.
Остальные данные указываются в техпаспорте изделия.
Кроме этих стандартов, есть международные: API, BS, MSS, ASME.
Например, API 600 представляет собой стандартную спецификацию для стальных задвижек с фланцевыми или стыковыми концами и болтовыми крышками, которые предназначены для применения в тяжелых условиях эксплуатации, таких как нефтеперерабатывающий завод и связанные с ним применения.
Назад к оглавлению
Материалы для изготовления клиновых задвижек
Чтобы не ошибиться в выборе нужного запорного устройства, надо предварительно составить схему будущих коммуникаций, определить условия эксплуатации. При выборе важно учитывать условия, при которых используются запорные устройства.
Для работы при низких показателях давления подойдут чугунные сплавы, для средних давлений и при работе с агрессивными средами используют задвижки из бронзы и сплавов цветных металлов, для работы под высоким давлением — стальные.
Нормы EN определяют материалы и для различных элементов задвижек:
№ | Название детали | Материалы для изготовления | |
1 | Корпус | Углеродистая сталь | Нержавеющая сталь |
30лс76нж, 30лс41нж, | 08Х18Н10 (10Х17Н13М2Т, 12Х18Н10Т, для агрессивных сред) | ||
2 | Крышка | 30лс41нж, 30лс541нж | 08Х18Н10, 12Х18Н10Т |
3 | Затвор, диски | 30лс76нж, 30лс41нж, 30лс541нж | 10Х17Н13М2Т, 12Х18Н10Т |
5 | Шток | 30лс76нж, 30лс41нж, 30лс541нж | 10Х17Н13М2Т, 12Х18Н10Т |
6 | Болт | 30лс41нж, 30лс541нж | 03Х18Н11 |
7 | Шпильки | 30лс41нж, 30лс541нж | 03Х18Н11 |
8 | Втулка штока | 3% C, от 13,5% до 36% Ni, иногда меди до 6,5% и хрома (иногда высокого сплава, такого как никель), молибдена, кремния | |
10 | прокладка | Графит, фторопласт | |
11 | сальник | Графит, фторопласт, |
Виды клиновых задвижек
Различают 3 типа клиновых задвижек по конструкции затвора и седла.
- Конструкция с твердым клиновым затвором востребована из-за простоты и прочности. Задвижка устанавливается в трубопроводах, подходит для жидкостей с низким содержанием твердых примесей. Это практичный вариант запорной арматуры для турбулентного потока.
- Гибкий клиновой затвор представляет собой цельный диск с разрезом по периметру для получения возможности изменить угол между пластинами седла. Узкий разрез дает гибкость, сохраняя прочность. Глубокий и широкий разрез или литая втулка, оставляет мало материала в центре, что обеспечивает гибкость, но прочностные характеристики затвора снижаются.
- Разделительные клиновые задвижки (рисунок 3) имеют самонастраивающиеся посадочные поверхности. Тип клина подходит для работы с газами и жидкостями, включая коррозионные, при нормальных и высоких температурах.
По типу затвора различают:
- Задвижки с твердым клиновым затвором для обвязки систем тепло водоснабжения необъятного ЖКХ занимают лидирующую позицию в использовании. Их устанавливают в технологических колодцах для отключения аварийных участков. Широкий размерный ряд по давлению, присоединительным элементам, материалам изготовления обеспечивают оптимальный подбор нужного запорного устройства.
- Задвижки с упругим клиновым затвором обеспечивают надежное перекрытие скоростных потоков и способны противостоять высоким давлениям. Они нашли применение в нефтяной и газовой промышленности, для обустройства трубопроводных линий высокого давления. Размерный ряд DN (ДУ) и рабочее давление указывают при выборе задвижки.