Арматурные изделия для трубопроводов – сложные конструкции, которые необходимы для обеспечения бесперебойной работы системы водоснабжения. Водопроводные задвижки – важная функциональная деталь коммуникаций.
Назначение и виды задвижек
Задвижка предназначается для регулирования напора в системе водопровода, посредством которой можно уменьшить давление воды в трубах или остановить совсем.
Процесс регулировки можно осуществлять вручную либо автоматизированным способом.
По своему строению изделия делятся на:
- клиновые,
- параллельные.
Клиновые задвижки
Клиновая арматура – это запирающее приспособление, где роль препятствия для жидкости играют специальные перпендикулярно движущиеся затворы, которые перекрывают доступ жидкости.
Клиновые задвижки применяют при подаче:
- воды,
- химических веществ,
- продукции нефтеперерабатывающей промышленности.
Уплотнительные поверхности этого вида задвижек расположены под углом относительно друг друга, а клинья могут отличаться по степени жесткости и конфигурации:
- цельный упругий клин,
- цельный жесткий клин,
- дисковый клин – представлен в виде двух дисков с покрытием из стали высоколегированного типа.
Параллельные задвижки
Задвижка параллельного типа – запирающий механизм с параллельной поверхностью уплотнителя, без наличия углов и изгибов. Такой вид арматуры представлен в двух вариантах:
- шиберный (с одним диском),
- двухдисковый.
Обратите внимание! Функциональные возможности клиновых и параллельных задвижек идентичны, поскольку затворы в обеих конструкциях имеют только 2 положения – открытое или закрытое.
Принцип действия задвижек
Все арматурные механизмы блокирующие жидкостные потоки в водопроводных коммуникационных системах, невзирая на принадлежность к тому или иному типу, имеют одинаковую комплектацию:
- Корпус с крышкой. Корпусная оболочка полая, в ней располагаются элементы запирающего приспособления. Корпус изготавливают из стали или чугунного сплава. Сцепление с деталями коммуникационной системы производится посредством фланцев либо с помощью сварки. Фланцевые крепления обладают несомненным преимуществом, поскольку их, в случае необходимости, легко заменить. Однако способ с применением сварки является более надежным и герметичным, поэтому в обустройстве водопроводом его применяют чаще.
- Запирающий блок. В комплектации данной детали находятся затвор и направляющая. Направляющий элемент может быть элементом корпусной обшивки, что служит гарантом надежности механизма и высокому уровню точности управления. Все составляющие узла изготавливают из стали, а поверхность затворного элемента покрывают специализированным составом, который препятствует возникновению коррозийных процессов.
- Узел управления. Конструкционные особенности управляющего узла заключаются в наличии вентиля (шток винтового типа), махового колеса и втулки с резьбой, посредством которой вращательные манипуляции служат катализатором функционирования затвора. Деталь устанавливают сверху корпуса, при этом все ее составляющие защищены индивидуальными кожухами из металла. Соединяют управляющий узел с основной конструкцией посредством фланцевых крепежей.
- Бугельный узел задвижки. Этот элемент необходим для выноса соединения шток-гайка за пределы корпусной части, чем обеспечивает защиту этих деталей от пагубного влияния среды внутри трубопровода.
Рабочий процесс задвижки заключается в нескольких манипуляциях:
- Маховое колесо вращают посредством электроприводного устройства либо вручную.
- Резьбовое соединение приводит в движение шток.
- Шток обеспечивает перемещение затворной детали, что контролируется направляющей.
- Затвор перекрывает полость корпуса, чем прерывает поток внутри трубопровода.
Чтобы восстановить подачу жидкости в системе, необходимо повернуть маховое колесо в обратную сторону.
Обратите внимание! Устройство не желательно применять для уменьшения потока жидкостей, поскольку со временем задвижка под давлением шлифуется, и даже при закрытом вентиле будет пропускать жидкость.
Поскольку основная масса задвижек не подлежит ремонту, следует тщательно следить за состоянием арматуры и при необходимости заменить на новую.
Назад к оглавлению
Установка задвижек
Монтаж трубопроводной задвижки требует строгого соблюдения техники безопасности.
Установщик должен обладать необходимыми знаниями и практическим опытом, поскольку процесс имеет некоторые сложности.
Поэтапно монтаж задвижки выглядит следующим образом:
- Во избежание затопления и протечки нельзя демонтировать задвижки с заполненного трубопровода и использовать инструменты не подходящие по параметрам.
- Выкручивание устарелой задвижки (при замене) или снятие заглушек производится только после того, как оборудование будет отключено и сброшено давление в трубопроводе.
- При установке, подъемные крепежные детали закрепляют непосредственно к трубопроводным патрубкам.
- При монтаже механизма в трубопроводной коммуникационной системе необходимо строго следить за расположением фланцевых крепежей. Они должны располагаться ровно, без перекосов. Этого можно добиться путем поочередного затягивания фланцев.
- Прежде чем опробовать систему при открытом положении задвижек, необходимо тщательно промыть линию.
- Процесс опрессовки должен производится при двух положениях задвижки, сперва в открытом положении, потом – в закрытом.
Особенности ремонта
С течением времени задвижка может потребовать проведения ремонтных работ, поскольку движущиеся детали механизма периодически приходят в негодность.
Почему задвижки выходят из строя
К основным причинам поломки относят:
- Потерю герметичного соединения трубопровода с корпусной частью задвижки. Такой вид поломки возникает из-за нарушений технологии монтажа или деформирования уплотнителя.
- Разгерметизацию между сальником и штоком. Причина поломки – износ сальника.
- Потеря герметичности между заслонкой и корпусной частью. Причиной поломки такого типа является регулярный транзит загрязненных жидкостей. Частицы грязи оказывают пагубное воздействие на уплотнительные кольца, постепенно деформируя их. Также грязь может скапливаться на внутренних поверхностях механизма и препятствовать герметичному закрытию крышки. При наличии такого вида поломки потребуется полный демонтаж задвижки либо частичная разборка.
Частичные ремонтные работы производятся после перекрытия трубопровода.
Затем необходимо снять крышку корпуса и разобрать крышку сальника.
Определить поломку и устранить ее.
Назад к оглавлению
Демонтаж устройства
Полный демонтаж задвижки осуществляют по такому плану:
- Снять маховой элемент с ходовой гайкой.
- Развинтить стопорные винты на корпусной крышке.
- Демонтировать фланцевые соединения.
- Убрать шток, почистить заслонку и седла.
- Заменить уплотнительные элементы.
Повторную сборку отремонтированного механизма осуществляют в строгом обратном порядке.
Затем переходят к тестированию, для этого попробуют полностью перекрыть поток жидкости в трубопроводе, закрыв маховик до упора.
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Лаптева. Хочу отметить, что тема видов водопроводных задвижек и их ремонта очень актуальна, особенно для тех, кто занимается сантехническими работами. Правильный выбор задвижки и знание основных нюансов ремонта могут существенно продлить срок службы системы водоснабжения.
Также важно помнить, что разные виды задвижек имеют свои особенности в эксплуатации. Например, чугунные задвижки отличаются высокой прочностью, но могут быть подвержены коррозии, поэтому периодический осмотр на наличие повреждений – обязательная мера.
Кроме того, стоит уделить внимание качеству материалов при ремонте: использование оригинальных запчастей и уплотнителей поможет избежать повторных поломок. Спасибо за информацию!